Новости

“Таких, как он, больше нет и никогда не будет”: музыканты и промоутеры о Мамонове

Горбунов, Казарьян, Мидборн, Зеберти и Ионов рассказали о своем отношении к Петру Николаевичу

739 просмотров

15 июля скончался в возрасте 70 лет великий музыкант и актер Пётр Мамонов. Он лежал в московской больнице с коронавирусом и почти три недели находился в искусственной коме, и, к сожалению, не смог справиться с этой болезнью.

Мы опросили музыкантов и промоутеров об их отношении к Петру Николаевичу и его наследию.

Когда я учился в 8 или 9 классе, как-то ради интереса купил кассету Звуков Му из серии «Легенды русского рока». Очень любил, знаете ли, советский рок, Аквариум, Кино. А тут с обложки на меня смотрели странные дяденьки, совершенно непохожие на каких-либо рокеров. О том, что это своеобразная группа, я слышал от мамы, ни видео, ни концертов на тот момент не смотрел. В общем, я просто провалился в эту музыку. Ничего более загадочного мне до этого слушать не доводилось. Интересно, что мне, ребенку, все эти на первый взгляд слишком взрослые заморочки были понятны и видны, как и то, что человек в своих песнях деконструировал советскую и постсоветскую действительность и собирал из нее какой-то совсем отдельный шизофренический мир, одновременно пугающий и притягательный.

Лет пять назад у меня случился мощнейший ривайвл любви к Звукам Му, и когда я уже во взрослом возрасте стал слушать все альбомы и смотреть все доступные видео, то был поражен, сколько стиля, магии и мощи транслировали эти люди в годы, когда никто особо не готов был в это въехать. Как-то в разговоре мой дядя сказал, что ну мол все считали, что это какая-то непонятная фигня, никто их особо не любил.

Наверное, дело в том, что эти люди были настоящими пассионариями и не пытались казаться «крутыми». И тогда, и сейчас это крайне редкое свойство для артистов. «Крутота» в массовой культуре культивируется десятилетиями, и любое отступление от шкалы «круто — не круто» вызывает недоумение. Когда я слышу современный продакшн, я как будто вижу перекаченного мужчину в трайбал-татуировках, в навороченных кроссовках, с какой-нибудь сложно выбритой бородой и уложенными на гель волосами, дополнить образ могут спортивные очки и, возможно, огнестрельное оружие, все такое басовитое, мощное и пытающееся внушить уважение. Теперь вспомним Петра Николаевича, чем дальше, тем больше уходящего в своих записях в странный болезненный лоу-фай и на концертах полностью отдающегося неистовому экстатическому веселью. Ему не нужно было никакой крутости, и доказывать никому ничего было не нужно, он сам был как провод, подключенный напрямую к мирозданию, и любое его сообщение доходило до слушателя без искажений и было ясным, как удар током. Даже религия не сделала его удобнее, скорее наоборот — огрубила и выявила в его творчестве натуральную шероховатую фактуру, без украшений и попыток кому-то угодить.
Таких, как он, больше нет и никогда не будет.

Первое знакомство

Первый раз я увидел Звуки Му в передаче “Программа А” в 90-х. Я был еще совсем маленький. Передачу смотрела сестра и мать. Я, если честно, вообще не понял что происходило с тем дядей. Он был не очень в себе. Но при этом песня про “Источник заразы” у меня осталась в памяти.

Самое сильное впечатление

Я тут не буду оригинален. Наверное, “Грубый закат”. Но вообще на меня куда большее впечатление произвели различные программы, вроде “Музыкальный ринг”, и прочие его концертные выступления. Ну, и конечно же, фильм “Такси блюз”.

Влияние на российскую культуру

Обычно в таких случаях говорят, что это наш кто-нибудь, но он куда более глобален. Это мировая фигура. Группа The National несчастная и то на нем выросла и клипы под него похожие снимает. Да нет, Петр Мамонов есть Петр Мамонов, и все вменяемые, серьезно разбирающиеся в музыке и кино люди в мире понимают, какого значения человек ушел. И с каждым днем это будет все очевиднее всем.

Первое знакомство

Впервые я услышал Звуки Му в конце 80-х, на советской магнитофонной кассете МК-60, в 15 лет, на первом курсе медучилища, где я учился после 8 лет общеобразовательной школы. Кассету притащил мой друг Антон, отъявленный меломан и стиляга. Он с уважением кивал и рассказывал, что Мамонов пьёт водку литрами и вообще – отличный мужик, сила! Я водкой тогда вообще не увлекался, а как всегда мечтал о власти над миром или просто стать рок звездой. Но песни с альбома Звуков Му “Простые Вещи” мне очень зашли, особенно “Серый голубь”, “Курочка Ряба”, “Люляки баб” и многие другие. Не смотря на то, что мне в то время была абсолютна чужда вся эта алко-романтика, безумная психоделика группы Мамонова идеально ложилась на мою молодую душу. Это был настоящий сюрреализм, все эти образы типа Гадопятикны и т д. Не обязательно было пить водку, чтобы кайфовать от этой музыки. Нужно понимать, что с дистрибуцией музыки в те времена были проблемы и второй альбом Звуки Му, “Крым” найти на кассете я не смог, услышал я его только в конце 90-х на компакт диске, зато в 17 лет успел послушать третий альбом “Транснадежность” вышедший на пластинке сразу после его релиза. Еще хочу отметить выступление Звуков Му в телевизионной передаче “Музыкальный Ринг”, артистизм Мамонова идеально подходил для развлекательных программ времён перестройки, когда внезапно получившая свободу, кривлялась вся страна.

Самое сильное впечатление

Когда я приехал в США, буквально через пару месяцев купил компакт диск Звуков Му, спродюсированный знаменитым Брайеном Ино. Звук на диске мне изначально не понравился, он был не таким теплым и душевным, как на альбоме который записал первый продюсер Звуков Му, Василий Шумов в 80-х. Этот американский диск до сих пор стоит у меня на полке и уже превратился в раритет. Наверное я остаюсь поклонником первых 2-3 альбомов классического состава Звуков Му. Если честно, с годами я все больше стал ценить именно инструментальные элементы их саунда, без персоны Мамонова, которая меня местами раздражает. Сводный брат Мамонова, Алексей Бортничук – гениальный гитарист с удивительным атональным мышлением, настоящий маэстро психоделии. Вместе с околоджазовой импровизацией клавишника Павла Хотина и гипнотическим басом Александра Липницкого – всё это создавало удивительную атмосферу, где приколы Мамонова, лично для меня, играли уже вторичную роль. Мамонов всё таки не музыкант, а актёр и очень яркая личность, человек огромной харизмы. Мне посчастливилось организовать концерты музыкантов группы Звуки Му в своем клубе Ионотека. Это наверное самые яркие впечатления, когда крепкие мужики за 60, выходят и играют эту бешеную психоделию, эти безумные ноты будто невпопад, отличная энергетика. В 1990 я успел увидеть молодого ещё Мамонова живьём, в проекте “Мамонов и Алексей”, очень интересная музыка, электронный минимализм и даже местами какой-то готический холод. Особенно мне нравилась песня “Наташа”, где Мамонов пел что-то про помойку и котов. Дело в том, что в 1 классе я тоже назначал девочкам свидания на помойке и вообще любил всякие приключения по чердакам и подвалам. Большое впечатление на этом концерте произвел на меня Мамонов – он прикрепил себя к цирковой трапеции и иногда его поднимали на канате над сценой, где он дрыгал конечностями, как взбесившийся вурдалак. А его брат Алексей меланхолично сидел на стуле и отрешенно играл на гитаре. Очень кайфовое, эффектное было шоу, но уже тогда все эти прыжки Мамонова перетягивали от музыки на перформанс. Это отвратительная привычка некоторых русских музыкантов всё превращать в сплошной балаган. А я кайфовал от минимализма драм-машины и общего транса музыки. Ну заодно и на кривляния посмотрел, хорошо.

Влияние на российскую культуру

Думаю, музыка группы Звуки Му останется с нами надолго, как отличный пример чисто русского подхода к психоделике – это очень смелое, хаотичное, стильное действо. Будет классно, если молодые ребята переслушают ранние работы группы и возможно как-то этим вдохновятся. Мне очень сложно давать какую-то оценку фигуре Мамонова позднего периода. Любой мало-мальски образованный человек знает, что набожность в православном понимании несовместима с лицедейским ремеслом. Иоанн Златоуст говорил, что театр – училище страстей, отождествляя его с блудом. Иоанн Кронштадтский считал, что театр – это опаснейшее для души человека явление. Эти цитаты звучат, как мракобесие для современных людей, но Мамонов наверняка всё это читал и был в курсе. И продолжал выступать на сцене. Я могу часами об этом говорить. Почему героя фильма “Остров”, который сталкивается с феноменом неумолкаемой совести поместили в монастырь, а не в питерскую коммуналку? Вы думаете обычный работяга не мог десятилетиями испытывать мучения совести? Но использовали православный образ для усиления эффекта. И Мамонов во всем этом бесконечно участвовал. Делал деньги на некоторых вещах, которые лучше не связывать с коммерцией, чище будет. Не верил я во все эти духовные заявления Мамонова и не верю. Простите меня, пожалуйста, но говорю, как есть. Человек он чрезвычайно яркий и талантливый, между прочим кучу редких языков знал и переводчиком работал в 80-х (нигде про это не пишут!). В общем не хочу плохое говорить, ведь дарил он миллионам людей радость, а это ведь по-своему чудо. Надеюсь, всё у него сложиться удачно на том свете.

В начале нулевых услышал песни “Люля-Кебаб” и “Крым”, и тогда подумал, что у автора замечательное чувство юмора. Послушал и забыл, тогда меня интересовала совсем другая музыка. Спустя много лет, послушал альбом «Транснадежность» и очень сильно впечатлился – это было похоже на всё, что я люблю и одновременно, конечно же, ни на что. Я уверен, что часть современной независимой музыкальной сцены стоит на плече Петра Мамонова (на одном, там просто еще несколько плеч имеется). Он был одним из первых певцов быта на перестроечной сцене. Он постоянно показывал нам, что поэзия, а позднее, и то что он называл богом, может заключаться в самых на первый взгляд низменных вещах: в мухах, ремонте, беспорядке в комнате, в потных голых телах, раскаленной телефонной будке, пьяных мужиках в метро, в простых вещах, во всех нас.

Петр Мамонов – это очень важная личность в истории русского андеграунда. К тому же, личность уникальная и невероятно интересная. Он вдохновлял в разные периоды своей жизни – как музыкант, как актёр и как глубокий человек. Я считаю его главным репером нашей страны (Звуки Му – “Уругвай”).

Следите за новыми релизами в Родном Звуке в наших аккаунтах ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter, Telegram и Youtube.