Альбомы

Город: Ростов-на-Дону

Жанр: Rap

Каста – Чернила осьминога

198 просмотров

Рецензия на новый альбом отцов русского рэпа

«Я беру рифмы по принципу случайных чисел, подставляю формулу, получаю смысл», — так читал Влади на заре «Касты». Тогда эти строчки звучали самоиронично — пацаны из Ростова стелили с «темных улиц, грязных подвалов» настолько бодро и осмысленно, что казалось, они никогда не выбьются из сил. Да и полноформатные альбомы выходили у них редко — между «Громче воды, выше травы» и «Былью в глаза» прошло 6 лет. А тупиковый «Четырёхглавый орет» еще через 9. Было время накопить силы и выдать гимны поколения вроде «Вокруг Шум» (2008) или «Мы берем это на улицах» (2002).

С 2017 года у «Касты» вышло аж три полноформатных альбома, которые они писали полным составом. Но, как это часто бывает, количество в качество переходить не спешит. Вышедшая в эту пятницу пластинка «Чернила осьминога» выгодно отличается и от «Четырёхглавый орет», и от «Об изъяне понятно» — плюсы заметны не только в том, что авторы решили отказаться от дурацких детсадовских каламбуров в названии.

Первый же трек — размышления в момент автомобильной аварии ее участников. Своего рода диалог с самим собой за секунду до возможной смерти впечатляет, но сменяется стыдным пасквилем престарелых рэперов, смеющихся над сервисами знакомств — отвратительный в своей квновской буффонаде монолог Шыма «Пред вашим взором аттракцион! Голый номер за шторой — она и он!» и повторяющийся каламбур «она львица — он lion, онлайн» сбивают все впечатление от первой песни.

Социальная драма «Годы неправды» звучит убедительно, если забыть восторженные рассказы о том, что «президент «Касту» не только слышал, но и видел» (сайт группы в 2009 году, если что). С тех пор многое изменилось и ветераны решили зайти на поляну политического протеста, откуда их с легкостью при желании спихнет на порядок более дерзкий и напористый Нойз МС. Если же отвлечься, то трек неплохо описывает мировосприятие мелкого человека в системе.

Серьезный настрой, который создавали «Годы неправды» сбивается откровенно дурацким треком «Нипонимони» — в лучшие годы исполнители умели от души посмеяться, записывая абсурдные композиции — чего стоят «По голове себе постучи», «Глупо, но класс» и «Эй, бабка!». В 2020 году новые попытки возрастных рэперов сделать смешно вызывают чувство стыда. Впрочем, как и вставки из советских мультиков на «Не прощелкай». Туда же можно отнести нелепые потуги изображать из себя отбитых пьяниц на треке «Поорем». А «Под солнцем затусим» — по сути попытка повторить шутку, реализованную в упомянутой уже «Глупо, но класс». А нелепая игра слов на «Врун-врун» кажется попыткой отмыться от заказухи для провальной игры «Lada Racing Club», но «Капсулы скорости» хоть и были коммерческой историей, но слушались бодрей и искренней.

Эмоциональные качели несут в другую сторону на «Кратчайшей истории мысли», где Шым на полном серьезе под неторопливый бит пытается за четыре минуты охватить и объяснить эволюцию идей от Рождества Христова до новейшего времени. Выглядит это нелепо, да и на «Фениксе» Хамиля серьезные рассуждения звучали куда убедительней и увлекательней.

Концовка альбома слушается без раздражения — и баллада «Обоюдного счастья», и минималистичная гитарная вещь «Все в розовом», и рэп-исповедь «Орган опеки» с сочным битом звучат бодро и искренне. Без ужимок и бытописания хип-хоп-ветеранов, пытающихся всеми силами остаться в игре.

К чему нет и, очевидно, никогда не будет претензий, так это звучание. Саунд «Касты» — это все еще «биты яркие, басы гитарные со всякими шумами старыми». «Озаренный маэстро Влади» остается мощным битмейкером, какими бы нелепыми ни становились тексты его и его соратников.

Оценка: 5/10
Ключевые треки: «Пароль от почты», «Обоюдного счастья», «Все в розовом»
Слушать: Везде | ВК

Автор рецензии: Александр Мучаев, По фактам

Следите за новыми релизами в Родном Звуке в наших аккаунтах ВКонтакте, Facebook, Instagram, Twitter, Telegram и Youtube.